TASVideos

Tool-assisted game movies
When human skills are just not enough

RU / Reverse Engineering

This page in other languages

>> EN | English


"Искусство ТАС стало чем-то большим, нежели просто играть в игру. ТАСинг сделался игрой сам по себе, и мы идем еще дальше, создавая вещи, которые играют в эту игру за вас. Своего рода, метаигра. Ее лучшие игроки знают, как нарушить все правила, и это требует глубокого понимания как архитектуры, особенностей игры, так и инструментов для взаимодействия с ней." - ТРУЪ.

Предисловие

Обратная разработка - исследование некоторого готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы; например, чтобы обнаружить недокументированные возможности (в том числе программные закладки), сделать изменение, или воспроизвести устройство, программу или иной объект с аналогичными функциями, но без копирования как такового.

В старые ламповые времена, создание ТАС сводилось к экспериментам над игрой в попытках пройти ее неизвестным прежде способом. Это было довольно ново, и потому работало. Но приходили все новые люди, делались ТАСы по все новым играм, старые прохождения постоянно обгонялись, и сообщество в итоге развило новый стандарт ТАСинга, значительно превосходящий прежний. Это был естественный процесс, по двум основным причинам:

  • Уровень оптимизации постоянно возрастал, обнаруживались и применялись новые трюки, улучшались старые.
  • Развлечь зрителей становилось все сложнее, коль скоро за годы они повидали уже столько всего, что ТАСам всегда нужно было находить новые необычные идеи ради улучшение развлекательности.

Сегодня, чтобы сделать мувик, полностью отвечающий современным стандартам ТАС, стало необходимо применять к проходимой игре самые продвинутые методики. А именно - детально разбираться во внутренних механизмах игры и применять эти знания непосредственно при создании ТАС.

Данное руководство ставит себе целью научить читателя простым, но эффективным методам, которые можно применять к подавляющему большинству игр. Единственной проблемой может оказаться отсутствие нужных инструментов в некоторых эмуляторах.

Примечание: настоящее руководство изложено в контексте наиболее мощного в части обратной разработки эмулятора - FCEUX. Однако, опыт, полученный с его помощью, может быть эффективно применен в отношении любых других платформ/эмуляторов, для которых существуют аналогичные инструменты.

Области памяти (RAM)

Примечание: Используйте встроенный во FCEUX шестнадцатеричный редактор, чтобы обозревать память RAM в ходе игры. Команда меню "Debug -> Hex Editor". Также будет полезно сразу отрегулировать размер окна, чтобы единовременно отображалось 16 строк (1 страница памяти).

В диапазоне адресов от $0000 до $00FF располагается нулевая страница (Zero Page). Игры размещают там временные переменные, которые очень часто меняются, или те, к которым необходим самый быстрый доступ; очень часто одни и те же адреса в пределах Zero Page отражают значения массы несвязанных между собой переменных из основной памяти. В связи с чем эти самые адреса, пусть даже если в них можно стабильно находить реальные данные, все равно не надежны. Необходимо искать реальные адреса, где на самом деле хранятся данные о состоянии RAM игры, и которые не заполняются посторонней информацией.

В диапазоне $0100 - $01FF располагается Стек, который также используется для данных временного характера.

Третья страница часто отводится под данные о спрайтах, что можно заметить, наблюдая, как там меняются значения.

А вот дальше уже идут настоящие данные об игровом процессе, из которых можно многое узнать. Существует ряд довольно типичных способов размещения этих данных. Не считая всяких особо хитрых счетчиков и прочего, практически каждая игра хранит состояние объектов в различного вида массивах.

Объекты

Термин говорит сам за себя. Реализованные в игре сущности, взаимодействующие друг с другом и окружением, принято называть объектами. Как правило, все они обладают неким общим набором атрибутов. Для их хранения можно организовать виртуальную таблицу, где сами объекты будут представлены рядами, а их атрибуты - столбцами. Если вы разберетесь в адресах, соответствующих атрибутам тех или иных объектов, то Матрица откроет вам свои тайны вы увидите систему.

Вышеназванная гипотетическая таблица не так уж далека от того, как объекты на самом деле размещаются в памяти. Начинаться сия структура может с массива идентификаторов объектов, располагающихся в свободных слотах. Потом - массив из идентификаторов спрайтов для них. А может - какой-нибудь номер состояния объекта, от которого зависит его поведение. И в дополнение ко всему - пространственные координаты, обычно из 2-3 переменных каждая. Типичный набор таков:

  • X - младший байт
  • X - старший байт
  • X - субпиксельная позиция
  • Y - младший байт
  • Y - старший байт
  • Y - субпиксельная позиция
Порой имеется и координата по оси Z. Также ситуация может различаться в зависимости от того, является ваш персонаж элементом общей карты объектов или обладает уникальными атрибутами, адресуемыми отдельно.

Какие-то игры отслеживают положение объектов по абсолютным координатам в рамках уровня. А какие-то - чисто в зависимости от положения игровой камеры. Координаты X и Y для камеры тоже могут занимать по паре байт и обычно хранятся отдельно от основного массива объектов. Это позволяет получить истинное положение объекта на экране путем вычитания их абсолютных координат из координат камеры. А некоторые игры просто хранят данные о положении на экране отдельно, но такие данные ненадежны.

Часто можно найти и другие атрибуты, такие как скорость, направление, и так далее. Какие-то вам не понадобятся, какие-то может оказаться трудно понять.

Вам потребуется определить, что - ряды, а что - колонки. Некоторые игры представляют слоты в виде колонок, а атрибуты располагают рядами. А некоторые хранят атрибуты сразу за идентификатором, тем самым делая слоты рядами, а атрибуты строя в колонки. Бывает еще так, что игра форматирует таблицу на манер того, как показывает данные HEX-редактор, к примеру, резервируя 8 или 16 слотов под объекты, или давая каждому из них по 16 атрибутов. Такая таблица объектов легко различима на глаз.

Разобравшись с назначением некоторых частей таблицы, вам уже нет нужды искать все атрибуты вручную, достаточно наблюдать изменения в ячейках памяти и делать выводы об их реальном назначении, например:

  • Младший байт для X координаты растет от 0 до 255 и снова сбрасывается в 0, увеличивая старший байт.
  • Координата X для позиции на экране замирает, когда персонаж достигает точки, где экран начинает прокручиваться вслед за ним.
  • Здоровье уменьшаются при получении объектом урона (хотя иногда наоборот - полученный урон аккумулируется в счетчике).
  • Скорость часто также показывает направление (принимая положительные или отрицательные значения) и меняется при ускорении.
  • Субпиксельные позиции интенсивно меняются, когда скорость растет или уменьшается, замирают или колеблются между парой значений, когда скорость постоянна.
  • Идентификатор объекта появляется в слоте вместе с вводом объекта в игру и не обнуляется, пока последний не исчезнет.
  • Значения таймеров уменьшаются или увеличиваются на один до наступления определенного момента, и иногда можно увидеть, наступление каких событий отслеживается.

Какие-то игры реализуют боссов, как обычные объекты, а какие-то хранят их атрибуты отдельно от прочих. Вам потребуется найти их: здоровье, таймер неуязвимости, позиция, состояние/направление движения. Это позволит понять их действия и найти способ их контролировать, или, по меньшей мере, отслеживать.

Генераторы случайных чисел.

Разобраться в причинах возникновения какого-то конкретного события не так уж сложно. Однако, для этого нужно будет пользоваться Отладчиком, ставить точки останова, равно как и выводить исполненный код в файл или окно (трейс лог).

Для начала, следует определить для себя некий видимый атрибут, который изменяется, и вы хотите это контролировать. К примеру, конкретный кадр, в который противник предпримет атаку. Или тип этой атаки. Или место появления какого-то объекта. В общем, любой фактор, который выглядит случайным и меняется в зависимости от вашего поведения в игре.

После этого надо найти адрес, по которому хранится значение этого атрибута. В этом нам поможет инструмент RAM Search, который позволит найти адреса переменных, которые меняются в точности тогда же, когда и искомый видимый атрибут.

Затем ставится точка останова на событие Записи по найденному адресу. Запускается мувик, в котором меняется искомый атрибут. Важно знать, как часто происходит его запись. В большинстве случаев точка останова будет срабатывать лишь раз в некоторый промежуток времени (скажем, раз в несколько секунд). А записываемое значение равняется тому, что вы впоследствии видите в RAM. Номер кадра, на котором происходит запись следует куда-то записать, например, в текстовый файл, или сохранить состояние игры непосредственно перед ним.

После этого надо вывести в файл код, выполняющийся непосредственно перед срабатыванием точки останова. Во многих случаях лога лишь за один кадр, где это произошло, достаточно. Однако, если точка останова срабатывала много раз за кадр, обязательно убедитесь, что в лог попали они все. Хорошо может сказаться и привычка пройти несколько "шагов вглубь" (Step Into) вслед за последним срабатыванием, чтобы захватить весь вовлеченный в событие код. Читать его во время выполнения не так уж полезно. А вот чтение лога покажет вам, откуда взялось значение, записанное по наблюдаемому адресу. Обычно оно бывает:

  • Скопировано как есть из ROM.
  • Скопировано как есть с другого адреса в RAM.
  • Результатом какого-то взаимодействия с другой или несколькими другими переменными.

В первом случае, вам потребуется найти условие, при котором игра выполняет переход на данную позицию в коде и пишет это значение. Если переход будет сделан в другое место, записанное значение тоже будет другим.

В двух других случаях, вам нужно будет найти, откуда берется результирующее значение. Если оно копируется напрямую с другого адреса, установите точку останова на запись туда, и ищите, откуда берется то значение (точка останова может активироваться не единожды, прежде чем там окажется конечное значение, в таком случае надо обращать внимание на последний раз, в который было установлено значение, попавшее по наблюдаемому вами адресу). Если имел место какой-то алгоритм с участием значений по сторонним адресам, вам потребуется отладить процедуру, выполняющуюся каждый раз и выдающую разный результат для различного набора исходных значений.

Когда источник значения наблюдаемой переменной обнаружен, нужно изменить игровое поведение так, чтобы поменялось наблюдаемое значение, и аналогичным способом оценить, что изменилось в факторах, его определяющих.

Иными словами, для поиска причин вы будете раз за разом отматывать время назад. И наконец, отладив и натрейсив достаточно, придете к четкому пониманию, как себя ведет искомый псевдослучайный атрибут. Можно будет даже написать аналогичный алгоритм на LUA, и с его помощью предсказывать будущие значения в зависимости от игровой ситуации. И, самое главное, у вас появится возможность влиять на псевдослучайные исходные факторы, определяющие искомый атрибут, тем самым эффективно контролируя его. А может наоборот, узнаете, что он нисколько не случаен, и им нельзя манипулировать без существенного проигрыша по скорости. Это головоломка, в конце концов, вам ее решать!

Замечание: Некоторые эмуляторы поддерживают использование при отладке и трассировке информации об отладочных символах. Это ужасно полезная вещь, позволяющая заменить нужные вам адреса на понятные человеку слова. В результате, в коде будут фигурировать не безликие цифры, а осмысленные названия, отражающие назначение упоминаемых адресов.

Ссылки

Эмуляторы

Эмулятор Платформа Инструменты
FCEUX NES/FDS - Отладчик
- Трассировщик кода
- HEX-редактор
- Функции отладки LUA
BizHawk Несколько - Трассировщик кода
- HEX-редактор
VisualBoyAdvance GBx/GBA - Дизассемблер
- Трассировщик кода
- HEX-редактор
DeSmuME NDS - GDB Stub
- Дизассемблер
- HEX-редактор
lsnes SNES - Дизассемблер
- Трассировщик кода
- HEX-редактор
- Функции отладки LUA
pSX PSX - Отладчик
- HEX-редактор
nocash emulators Несколько - Отладчик
- Трассировщик кода
- HEX-редактор
Regen D Genesis/GG/SMS - Отладчик
- HEX-редактор
Gens-rr Genesis/SegaCD/32X - Трассировщик кода
Gens-rr r57shell mod Genesis/SegaCD/32X - Отладчики
- Трассировщик кода
- HEX-редактор


TODO: Add cases that contradict this guide..
TODO: Expand this guide with details..



Combined RSS Feed
RU/ReverseEngineering last edited by feos on 2017-09-18 17:11:43
Page info and history | Latest diff | List referrers | View Source

TASVideos

Tool-assisted game movies
When human skills are just not enough

Reverse Engineering

>> RU | Русский


Table of contents [expand all] [collapse all]

"The art of TAS has surpassed merely playing a game. TASing is the game itself, and sometimes even that is eclipsed by making things play that game for you too. Metagaming of sorts. The best players of this game know how to break all the rules, and this necessitates understanding the architecture and peculiarities of the target, and of the tools used to work said target."True.

Preamble

Reverse engineering is the process of discovering the technological principles of a device, object, or system through analysis of its structure, function, and operation. It often involves taking something (a mechanical device, electronic component, computer program, or biological, chemical, or organic matter) apart and analyzing its workings in detail to be used in maintenance, or to try to make a new device or program that does the same thing without using or simply duplicating (without understanding) the original.

In good old days, TASing was messing around with a game and trying to play it as has not been seen yet. It worked, because it was generally new. But as new people were getting involved, new games were being TASed, old runs were getting obsoleted constantly, the community ended up with a standard of TASing that was greatly superior over the former one. It was a natural process due to two main aspects:

Now, to make a run that is consistent with the modern TAS standards, one would need to apply the most advanced methods to the game he TASes. Which is, figuring out exactly how the game internally works, and using that knowledge directly during TAS creation.

This guide aims to teach the methods that are at once easy and effective, and that can be applied to a vast majority of games. The only problem may be the lack of certain tools in emulators.

Note: This guide will rely on the most powerful emulator in terms of reverse engineering - FCEUX. The knowledge collected in it can be effectively used with any other gaming platform/emulator that provides similar tools.

RAM map

Note: You can launch FCEUX's Hex Editor to observe the RAM as the game proceeds. Debug -> Hex Editor. It is also useful to resize the window so that 16 lines are only visible at once.

Zero Page is addresses from $0000 to $00FF. Games use it for temporary variables that change very often or for ones that need the fastest access to; it is usual that addresses from Zero Page proceed different unrelated variables from the main memory. So these addresses, even though they can contain some important variables you can already use stably, in most cases are still unreliable. You would need to find the original addresses that represent real states of the game RAM and don't get filled with unrelated values.

$0100 - $01FF is Stack that is also used for temporary needs.

The third page is frequently used for sprite data, you can notice that by the specific nature of how they values change.

Then goes the actual game data that you can fruitfully investigate. And there are some common ways of how it is organized. Aside from some unique counters and such, nearly every game uses some kinds of arrays to store data controlling objects.

Objects

This term is pretty self-descriptive. All units in the game that interact with each other and with the environment are conventionally called objects. And they use to have a set of attributes that is common for all of them. You can create a virtual table where current objects will be present as rows and their attributes as columns. And if you fill in the addresses that account for each object's attribute respectively, you will see the system.

That imaginary table is not far from how objects are actually mapped. At first there could go an array of object IDs that sit in the available slots. Then an array of sprite IDs for each object. Or something like an object state that rules the actions. There are also spatial coordinates, consisting of 2 or 3 variables. The most usual ones are:

There can also be Z axis coordinate. And there is a difference if your character is a part of common object map, or has unique attributes and addresses for them.

Some games use absolute in-level values for object coordinates. Some only process their positions relatively to camera. Camera X and Y can also consist of 2 bytes each, and it is usually not a part of object map. So you can sometimes get the true on-screen position of objects just by subtracting the absolute in-level coordinate out of full camera position. Some games just store on-screen positions separately, but those can be untrue.

There may be speed addresses, facing, all kinds of other attributes. You won't need some of them, and some will be hard to interpret.

You will need to figure out, what is columns and what is rows. Some games have object slots as columns and attributes as rows. Others host all attributes right after declaring an ID, making slots rows and attributes columns. Some games divide the object table in a sane way relatively to the hex window, like having 16 or 8 slots for objects, or having 16 attributes for each of them. That makes the whole object map look distinguishable for an eye.

Once you get some parts of object table clear, you don't need to search for each attribute manually, you could just notice the changes and predict the actual use, like:

Some games keep bosses as usual objects, some store their attributes in special places. You would need to find some of them: hit points, invulnerability timer, position, state/movement. It will help to understand their actions and to find ways to control them, or at least keep track of them.

Random number generators

Figuring out why a certain action occurs differently is actually not that hard. But it requires using a debugger and setting breakpoints, as well as dumping the executed code to a log file (or a window).

At first you must define the visible attribute that changes, and that you want to control. Like, the frame the enemy does some kind of attack. Or the type of that attack. Or the position some object spawns at. Pretty much anything that seems random and changes as you change gameplay.

Then you should find the address that represents that attribute. It can be done by using the RAM Search tool, sifting out the addresses that change exactly along with that visible attribute.

Then you set a breakpoint on Writing to that address. And launch the movie that changes it. It is important to know how often is it written to. In most cases the breakpoint will be hit only once in a certain time segment (say, once in a few seconds). And the value that is being written matches the one that you see in RAM afterwards. You should mark the frame it gets written to somehow, or note it in a text file, or make a savestate right before it.

Then you should dump the code that is executed just before the breakpoint is hit. In many cases, logging only the frame the breakpoint is hit is useful. But make sure you log all the hits if there are plenty of them per frame. Advancing several "steps into" after the last one, to get all involved code logged, may be a good habit. Observing it during execution is not that handy. But reading its dump will show you how the value that was written to your address was born. It can be:

In the first case, you would need to find the condition that makes the game jump to that exact position and write that value. Because if it jumps to another place, another value will be written.

In the rest 2 cases you need to find where the end value comes from. If it is written directly from another address, set a breakpoint on writing to it and trace how it gets there (several breakpoints before setting the end value can occur, rely on the last one that writes the value affecting your main address). If it was messed around with, using other addresses values, you must debug the routine that is done each time, which provides different result getting different source values.

Once the trace is found for one case, you should change the gameplay so that the value in question changes, and similarly trace what was different of the things that affect it.

Basically, you will be stepping back in time to find the reason. And when you have enough stuff debugged and traced, you can get the exact idea of how your semi-random value works. You can even replicate the code in lua and predict the future values depending on gameplay. And, most importantly, you will be able to affect the semi-random source that is used by that value, controlling the latter effectively. Or you will find out that it is not random at all and can not be affected without harm towards speed. It is a puzzle after all, you solve it!

Note: Some emulators support symbolic debugging and tracing. It is an extremely useful feature that replaces the addresses you want with the words you want. This way you won't see just pointless numbers in your code, but sane words describing what function an address implements.

Links

Emulators

Emulator Platform Tools
FCEUX NES/FDS - Debugger
- Trace Logger
- Hex Editor
- Lua debugging functions
BizHawk Various - Trace Logger
- Hex Editor
VisualBoyAdvance GBx/GBA - Disassembler
- Trace Logger
- Hex Editor
DeSmuME NDS - GDB Stub
- Disassembler
- Hex Editor
lsnes SNES - Disassembler
- Trace Logger
- Hex Editor
- Lua debugging functions
pSX PSX - Debugger
- Hex Editor
nocash emulators Various - Debugger
- Trace Logger
- Hex Editor
Regen D Genesis/GG/SMS - Debugger
- Hex Editor
Gens-rr Genesis/SegaCD/32X - Trace Logger
Gens-rr r57shell mod Genesis/SegaCD/32X - Debuggers
- Trace Logger
- Hex Editor


TODO: Add cases that contradict this guide..
TODO: Expand this guide with details..



Combined RSS Feed
ReverseEngineering last edited by ThunderAxe31 on 2017-09-18 17:24:00
Page info and history | Latest diff | List referrers | View Source